Маркировка соков крайне важна для потребителя. Как минимум, она помогает отличить сок от нектара, а нектар от сокосодержащего продукта. Правила маркировки соков и сокосодержащей продукции регламентирует ТР ТС 023/2011.
Тонкости наименования
В маркировке соков и продукции, изготовленной с их использованием, действуют строгие правила, нарушение которых может привести к предупреждениям со стороны Роспотребнадзора и более жёстким мерам.
- В наименовании должно быть указано, какие плоды входят в продукт. Допустимо выносить на упаковку слова-производные от наименования культур, перечисленных в приложении 2 к ТР ТС 023/2011. Например, сок овощной, фруктовый нектар, концентрированный сок из ягод и так далее. То же касается пюре, морсов, сокосодержащих напитков. Если компонентов слишком много, приемлемым будет наименование «смешанный», «мультифруктовый», «мультиовощной» и подобные слова.
- В наименовании или на упаковке рядом с ним указывается способ получения продукта: прямого отжима, из концентрированного сока или пюре. Слово «обогащённый» указывается рядом с наименованием, если при изготовлении были использованы пищевые или биологически активные вещества. Обязательно перечислить их, допускается объединение в группы (например, витамины группы В).
- Если при приготовлении использовались сахара, подсластители, мёд, это тоже необходимо указать. При применении аспартама обязательно указать: «Содержит источник фенилаланина».
- Если продукт подходит для питания детей и прошёл все соответствующие экспертизы в аккредитованной лаборатории, это тоже указывают рядом с наименованием вместе с возрастной категорией (с 4 месяцев, с 3 лет и так далее).
Указывать наличие соли рядом с наименованием не обязательно, но допустимо. Возможны и дополнения о других признаках продукции или способов её приготовления. Тут же указываются срок и условия хранения продукта после вскрытия упаковки.
Что ещё должно быть указано на упаковке
- Для концентрированных продуктов – способ их восстановления.
- Для сокосодержащей продукции и морсов – минимальная объемная доля сока, пюре.
- Для продуктов, в которых содержится от 8% мякоти или клетки цитрусовых, требуется указывать фразу «с мякотью».
- При доле осадка до 0,3% указывают, что сок осветлённый.
- При добавке от 0,2% двуокиси углерода, необходимо указывать, что продукт газированный.
- Фраза «с пряностями» указывается всегда, когда в составе продукта есть любая пряность или её экстракт.
Аскорбиновая кислота присутствует в большинстве соков, поскольку содержится в плодах, из которых соки производят. Если вещество вносят в сок как антиокислитель, это не даёт производителю право указывать, что продукт обогащён витамином С. Но в состав продукции он вносится на общих основаниях, фразой: антиокислитель (аскорбиновая кислота (Е300) или подобными.
Требования к составу на упаковке
- Соки — указывается название основного компонента, входящих в него добавок, если они есть.
- Концентрированные соки или пюре — компоненты указываются в порядке убывания массовых долей, а рядом с составом размещают надпись «Изготовлен из концентрированных соков» (либо пюре, либо пюре и соков).
- Нектары, морсы, сокосодержащие напитки — указывают название входящих в состав компонентов, в том числе пищевых добавок, последней указывают воду.
На упаковке допускается изображать только те плоды, которые есть в продукте. В названии можно использовать не только названия самих плодов, но и производные от них, а также словосочетания. Обязательное условие: использование этих сочетаний должно трактоваться потребителем однозначно.