Казалось бы, зачем оценивать профессиональные риски, если все сотрудники работают в офисе? Это — необходимость, которую диктует законодательство. Послабления в области ежегодных проверок возможны, но сначала нужно доказать, что вредных условий на производстве нет.
Фото: Unsplash
Офисные риски: что может сделать труд вредным?
Вредные факторы могут присутствовать не только на опасных производствах, но и в обычных офисах. Согласно ГОСТ 12.0.003-2015 они подразделяются на химические, биологические, психофизиологические и физические. Длительное регулярное воздействие вредных факторов может приводить к развитию профессиональных заболеваний.
Откуда вредные факторы берутся в офисах?
Основные загрязнители воздуха — это мебель, стройматериалы, расходники для оргтехники во время её работы. Любой пластик выделяет формальдегид, фенол, бензол. Из некачественной пластмассы и ДСП эти вещества сразу выделяются в больших количествах. Но срок годности имеет любая пластмасса и синтетика. Через несколько лет после выпуска полимеры начинают разлагаться, и в воздух попадают обрывки их цепочек.
Тонеры для принтеров и копиров могут содержать ядовитые вещества и озонируют воздух во время работы. Озон — сильный окислитель, под его воздействием пластик разрушается быстрее. Да и сам этот газ в высоких концентрациях опасен для человека.
Биологическую опасность создают бактерии, вирусы и плесневые грибы, способные приводить к частыми и/или тяжелым заболеваниям. Мягкая мебель и ковролин создают благоприятную среду для пылевого клеща, вызывающего аллергические реакции.
Чтобы не допустить опасной концентрации патогенов в офисах и опен-спейсах, достаточно наладить воздухообмен в помещениях, своевременно менять фильтры в системе вентиляции и облегчить условия для тщательной регулярной уборки.
Среди физических факторов, влияющих на сотрудников офисов, часто встречаются превышение допустимого уровня шума, проблемы с освещенностью (недостаток света и повышенная блесткость), нарушения температурного режима, влажности, подвижности воздуха, запыленность.
Недостаток света, духота или сквозняки, повышенный уровень шума — важная составляющая вредных психофизиологических факторов.
Чем грозит отсутствие оценки рисков в офисе
Чем ниже влияние вредных факторов на работника умственного труда, тем выше его производительность, поэтому работодатели напрямую заинтересованы в исследовании профессиональных рисков в офисе. Но это не единственная мотивация проводить подобную оценку.
Закон обязывает работодателя соблюдать нормативы, в которых определено допустимое воздействие вредных факторов на рабочем месте. Согласно Приказу Минтруда № 776н, риски на рабочих местах должны оцениваться не реже 1 раза в год. Никаких исключений для офиса законодательство не предусматривает. Если при проверке предприятия выясняется, что нормы не соблюдены, предприятие оштрафуют на 50 000 – 80 000 рублей, ИП и должностных лиц — на 2000 – 5000 рублей.
Эксперты аккредитованной лаборатории «Веста» нередко выявляют в офисных помещениях превышения по отдельным нормируемым показателям. Большинство из них легко устранить. Это не только поможет избежать штрафов, но и благоприятно скажется на трудоспособности коллектива.