До 2025 года побочные продукты животноводства (ППЖ) на законодательном уровне (ФЗ № 100 от 17.07.1997 г.) считались агрохимикатами. При этом они по классификатору ОКПД 2 относились к сельскохозяйственной продукции, что затрудняло утверждение технических условий по обращению с ППЖ и создавало путаницу в правовом урегулировании.
Устранил противоречие Федеральный Закон № 248 от 14.07.2022 г. «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 1.03.2025 г. Измененные правила, не отменяющие обязательных требований по нормируемым показателям, призваны существенно облегчить жизнь агрофирмам и крупным фермерским хозяйствам.
Основные нововведения
Изменения большей частью носят «технический» характер, устраняющий разночтения в нормативной базе. С 1 марта все побочные продукты животноводства объединены в общую категорию, а из текста документа изъяты слова «не прошедшие обработку, переработку». То есть любые ППЖ, независимо от того, подвергались ли они переработке или нет, больше не будут считаться агрохимикатами. Сельхозпроизводители могут указывать в отчетности эти вещества как отходы либо самостоятельно классифицировать их как органические или органоминеральные удобрения, используемые для повышения плодородия земель. В каждом случае заявитель несет разную ответственность в рамках законодательства.
Что относится к побочным продуктам животноводства
Список, на который следует ориентироваться, остался прежним:
- Навоз КРС и МРС, свиней, лошадей.
- Помет птиц (в сухом и влажном виде).
- Подстилка для животных, включая соломенную резку, опилки и т.д.
- Стоки, образующиеся при содержании поголовья.
Удобрение или отходы?
Если указывать эти вещества именно как побочные продукты животноводства, не придется оформлять лицензию на сбор, транспортировку, обезвреживание и утилизацию отходов, разрабатывать для них паспорта и заказывать экологическую экспертизу. Побочные продукты необходимо исследовать только по показателям, утвержденным для удобрений органического происхождения.
Но в этом случае производитель обязан самостоятельно разработать ТУ, определяющие характеристики ППЖ, способы их переработки и использования. Например, стало обязательным наличие специально оборудованных площадок для хранения необработанных побочных продуктов — отдельно от мест содержания животных, а также оформление документа, подтверждающего безопасность ППЖ.
Кого касается новая редакция закона
Требования затрагивают только юридических лиц: животноводческие комплексы, молочно-товарные фермы, КФХ, птицефабрики. Закон не касается личных подсобных хозяйств и не распространяется на период пастбищного содержания поголовья.
Что осталось без изменений
Отдельные положения закона от 1997 года остались без изменений. В случае их нарушений, неправильного обращения с ППЖ, побочные продукты переводятся в категорию отходов — с паспортизацией, внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления»).
Как и раньше, производители обязаны контролировать побочные продукты, предназначенные для внесения в почву, по следующим нормативам:
- массовая концентрация токсичных элементов (свинец, кадмий, ртуть, мышьяк);
- остаточное количество пестицидов;
- наличие патогенной / болезнетворной микрофлоры;
- паразитологическая чистота (яйца и личинки гельминтов, цисты простейших).
Анализ исследуемых образцов должен проводиться сертифицированной лабораторией с оформлением результатов в виде экспертного протокола. Вы можете заказать услугу в комплексе: с выездом для отбора проб и дальнейшим исследованиям по требуемым показателям, необходимым для разработки ТУ и подтверждения безопасности побочных продуктов.