Экспертиза продукта — это не только оценка его доброкачественности, но и документ, на основании которого данные вносятся в маркировку. Требования к маркировке продуктов питания на территории стран-участниц Таможенного союза устанавливает ТР ТС 022/2011.
О чем обязана рассказать упаковка
- На упаковку наносят название продукта и его состав (исключая неочищенные и ненарезанные свежие фрукты, ягоды и овощи, однокомпонентные продукты, если наименование позволяет однозначно трактовать содержимое).
- Объем пищевой продукции указывают в граммах, литрах, штуках и т.д. Для большинства продуктов указывается пищевая ценность в расчёте на 100 г, 100 мл или 1 порцию: калорийность (в джоулях и калориях), количество (в граммах) белков, жиров и углеводов, витаминно-минеральный состав (в мг или мкг). Исключения установлены техрегламентами ТС на конкретные виды продукции. В качестве примеров можно привести поваренную соль, чай, кофе, уксус, специи. Можно не указывать эти сведения, если количество КБЖУ менее 2% от суточной нормы взрослого человека.
- Важный блок информации — дата изготовления с точностью до часа, дня, месяца или года, и срок годности. Принципиальный момент для потребителя — на срок годности можно ориентироваться, только если соблюдаются условия хранения продукта, в т. ч. после вскрытия упаковки.
- Обязательно указываются адрес и наименование изготовителя продукции (в случае ИП – фамилию, имя и отчество). При необходимости указывают юридический адрес и контакты импортеров.
Это основные сведения о продукте.
Для некоторых продуктов требуется указывать рекомендации и ограничения по использованию, включая особенности приготовления. Эта информация необходима, если без неё здоровью потребителя может быть нанесён вред или изменятся в худшую сторону вкусовые свойства продукта.
Витамины и минералы указываются, если их содержание свыше 5% от суточной нормы потребления или они внесены в продукт дополнительно.
Если в продукте есть ГМО, это необходимо указать
Обязательный компонент маркировки — единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Язык маркировки — русский. Национальные языки применяются, если такое требование установлено законодательством стран-участниц Таможенного союза.
Изготовитель вправе указать на упаковке придуманное название, товарный знак, знаки систем добровольной сертификации.
На тонизирующих напитках с высоким содержанием кофеина или растительных экстрактов необходимо размещать предупреждение о том, что они не рекомендуются детям, беременным и людям с некоторыми заболеваниями.
Как указывать состав
В маркировке не указывают ингредиенты, которых нет в продукте. Например, если вместо клюквы используется ароматизатор, в названии не должно быть слова «клюквенный», а только «со вкусом / с ароматом» клюквы.
Компоненты указывают в порядке от максимального содержания к минимальному. Если используется составной компонент, его ингредиенты перечисляются в скобках по тому же принципу. Исключение — составные компоненты с долей меньше 2% от общего состава продукта. В таком случае указываются только БАДы, ароматизаторы и ингредиенты, полученные с применением ГМО.
Для пищевых добавок обязательно указывается их функция в готовом продукте (стабилизатор кислотности, эмульгатор и т.д.), но наименование может быть дополнено или заменено индексом добавки в Международной (INS) или Европейской (Е) цифровой системе.
Двуокись углерода можно не указывать в маркировке газированных напитков. Воду можно не указывать, если с ее помощью восстанавливали концентрат или сухой компонент, либо она входит в состав жидкого компонента продукта (рассола, бульона и т.д.).
Вне зависимости от количества обязательно указывать компоненты и продукты их переработки, способные вызвать аллергию (даже если речь о возможных следовых количествах).
Арахис; | Молоко (в т. ч. лактоза); |
Аспартам и его соли (источник фенилаланина); | Орехи; |
Горчица; | Ракообразные; |
Диоксид и сульфиты серы при общем содержании > 10 мг на 1 кг или л в пересчете на диоксид серы; | Рыба (кроме рыбного желатина – основы витаминосодержащих БАД); |
Кунжут; | Сельдерей; |
Люпин; | Соя; |
Злаки (если глютен не был удален из продукта); | Яйца. |
Mоллюски; |
Необходимо указывать и ряд пищевых красителей, способных снижать или повышать активность и внимание детей.
Что ещё важно знать
Текст любой части маркировки должен легко читаться (выполнен достаточно крупным шрифтом, контрастным по отношению к фону). Маркировку наносят так, чтобы текст сохранялся до истечения срока годности продукта. Смысл текста должен быть понятен потребителю и исключать возможность двойной трактовки.
Маркировка несет достаточно много информации. Не всегда всю ее можно поместить на этикетку так, чтобы сохранить читаемость текста. Чтобы разместить все необходимые сведения, используют листки-вкладыши, площадь которых не ограничена, и производитель может указать всю информацию, которую обязан довести до потребителя.
Производитель вправе описать отличительные признаки продукта. Наличие у продукта конкретных признаков нужно подтверждать в аккредитованной лаборатории. Обязательно подтверждается лабораторно отсутствие в составе продукта ГМО или наличие разрешенных на территории Таможенного союза генно-модифицированных линий.
Подтверждать придется и утверждения о том, что у продукта низкая энергетическая ценность, высокое содержание белка, отсутствие жира, низкий уровень содержания насыщенных жирных кислот. Подробные требования содержатся в Приложении 5 к ТР ТС 022/2011. Конкретные данные о содержании нутриентов, подтвержденные лабораторным анализом, в таком случае выносятся на упаковку.
Фото: @ Joshua Rawson-Harris / unsplash.com