Обновленные правила по охране труда при высотных работах начали действовать с 1 января текущего года. Обращаем внимание на самые важные изменения.
- Работы на высоте классифицируются по-другому
Группы работ на высоте теперь классифицируются с учетом вероятности падения, установленной в процессе оценки профрисков. При большом риске должны предприниматься повышенные меры безопасности. Выбирать средства коллективной защиты и системы обеспечения безопасности следует с учетом результатов оценки рисков. Так, например, различают работы с допустимым минимальным риском падения и высоким риском падения. Для второго типа работ выполняются следующие требования: - формируется наряд-допуск;
- назначается ответственный руководитель, который проводит инструктаж;
- наряд-допуск регистрируется в соответствующем журнале;
- ответственный руководитель или ответственный исполнитель занимается подготовкой рабочих мест и допуском к работе.
Для первого типа работ все эти мероприятия необязательны.
- Для работ с нарядом-допуском всегда назначается ответственный руководитель.
- Прописано четкое определение, кто может получить 1, 2, 3-ю группу и когда работник может получить сразу несколько групп.
Работающий на высоте сотрудник с 3-й группой дополнительно может получить группу 1 как член бригады и группу 2 как бригадир. - Запрещается заочная и дистанционная форма профессиональной подготовки высотников, а также самоподготовка персонала с группой 1 и 2. Для формирования навыков учебная программа обязательно должна включать практические занятия.
Такая норма является вполне логичной. Недопустимо, чтобы промышленные альпинисты получали профессиональные знания дистанционно. - Разрешено осуществлять высотные работы в неблагоприятных погодных условиях.
Теперь в случае необходимости высотные работы можно выполнять в условиях плохой видимости, обледенения и т. д. При этом обязательно назначается ответственный за работы, проводится инструктаж, выдается наряд-допуск и применяются усиленные средства индивидуальной и коллективной защиты. - Добавлены уточнения по сертификации систем безопасности и спасения.
Вводится обязательная сертификация анкерных устройств, есть некоторые уточнения по системам безопасности, сформулированы дополнительные требования к индивидуальным спасательным устройствам. - Уточнен план мероприятий по эвакуации и спасению работников.
План должен разрабатываться в соответствии с «Положением о системе управления охраной труда» в конкретной организации. В нем должен быть раздел «Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания». - Внесены изменения в технологическую карту.
- При работе с электроинструментом разрешено использовать переносные лестницы.
Такие работы должны выполняться на тех же условиях, что и работа в сложных условиях, т. е. с назначением руководителя, выдачей наряда-допуска, проведением инструктажа и т. д. - Указана периодичность проверок стремянок и лестниц.
- Ужесточены требования к использованию люлек.
В люльке теперь запрещено поднимать больше двух человек, нельзя объединять две люльки в одну, использовать в качестве балласта бочку с водой, допускать к лебедке сторонних лиц, а также эксплуатировать оборудование при скорости ветра, превышающей 10 м/с, и плохой видимости. - Внесены добавочные требования к эксплуатации лесов и подмостей.
Теперь в зонах подъема работников на леса и подмости придется отмечать анкерные линии. При этом угол наклона лестниц лесов не должен превышать 75° по отношению к горизонтальной поверхности. - Добавлен специализированный расчет анкерной нагрузки.
Обязательно выполняется специализированный расчет нагрузки в анкерных устройствах, его следует прилагать к плану производства работ или технологической карте.
Выполнение новых правил во многом зависит от правильной оценки рисков на рабочих местах. Помочь в этом, а также быстро и недорого выполнить специальную оценку условий труда могут специалисты ООО «Веста».