Технологии изготовления продуктов питания с каждым годом усложняются, поэтому возникает потребность в дополнительном контроле производственных процессов. На помощь приходит система ХАССП, которая усиливает контроль на всех этапах цепочки, где возможно возникновение непредвиденных ситуаций. Опыт показывает: это наиболее оптимальная модель для предприятий пищевой промышленности и объектов общепита. Однако при ее внедрении возникают некоторые проблемы.
При разработке системы ХАССП каждое предприятие проходит следующие этапы:
- организационные работы;
- получение исходной информации;
- анализ действующих процессов;
- выбор опасных факторов;
- выбор критических контрольных точек;
- создание системы мониторинга;
- внедрение ХАССП.
Проблемы при внедрении ХАССП
В ходе организационных работ выполняются следующие мероприятия:
- определяются сферы действия ХАССП;
- формируется рабочая группа;
- выбирается координатор;
- выделяются ресурсы на реализацию.
Замечено, что систему ХАССП лучше всего создавать в случае выпуска одной или нескольких групп однородной продукции, когда в процессе производства могут обнаружиться одинаковые факторы риска.
На первом этапе проблема чаще всего возникает при формировании рабочей группы. В нее желательно включать специалистов, имеющих глубокие знания не только по своей специальности, но и разбирающихся в смежных сферах. Специалистов, вошедших в эту группу, рекомендуется отправлять на специальные курсы, где обучают принципам ХАССП. Крупные предприятия обычно успешно решают этот вопрос, но малые могут столкнуться с трудностями.
Самым сложным этапом является определение возможных опасных факторов. Нередко рабочей группе бывает сложно определиться с основными рисками. В итоге ошибочно создается слишком много критических контрольных точек. Поэтому для правильного их определения рекомендуется использовать метод «дерева решений».
Порой трудности возникают и при создании мониторинговой системы, а точнее, при распределении между специалистами ответственности за мониторинг, корректирующие и предупреждающие действия, а также при определении форм регистрации данных. Ошибочно создается слишком много регистрационных журналов, информация в которых нередко дублируется. Создавать очередной документ можно только в случае, когда собираемая информация необходима для анализа с целью предупреждения производственного брака.
Еще одной проблемой, связанной с внедрением ХАССП, является увеличение затрат на реализацию усиленных мер безопасности. Нередко предприятиям приходится брать на работу дополнительных менеджеров по качеству, покупать новое оборудование, а иногда и полностью пересматривать технологический процесс. Однако все эти расходы довольно быстро окупаются за счет роста престижности бренда.
Важно, чтобы система ХАССП была не формальной, а действенной. Поэтому после ее создания выполняют аудит системы, чтобы убедиться, что она отлажена безупречно. Если же аудит обнаружил слабые места, а опыта и знаний для улучшения работы не хватает, обращайтесь в ООО «Веста». Специалисты компании помогут доработать документацию ХАССП, правильно внедрить систему и обучат персонал.