ѕроверка надзорного органа: встречаем во всеоружии

Ћюбые организации, предприниматели, вне зависимости от сферы де€тельности, сталкиваютс€ с проверками в области соблюдени€ трудового законодательства и охраны труда.

Ёти меропри€ти€ могут быть инициированы разными обсто€тельствами, но всегда провод€тс€ по единым требовани€м, установленным законом –‘. –езультат напр€мую зависит от осведомленности работодател€ о своих правах и полномочи€х, которыми наделены представители органа инспекции.

¬иды проверок

Ќадзорными органами осуществл€ютс€ плановые и внеплановые проверки. ѕервые провод€тс€ с определенной периодичностью, не чаще чем раз в три года, и имеют целью вы€вление нарушений трудового права. ќни бывают:

  • документарными, в этом случае объект проверки собирает пакет затребованных документов и направл€ет их в органы инспекции в течение 10 дней со дн€ получени€ запроса;
  • выездными, провод€тс€ в случае невозможности документарного контрол€ – там, где осуществл€етс€ производственна€ де€тельность юридического лица или индивидуального предпринимател€.

¬непланова€ проверка инициируетс€ по за€влени€м государственных органов, граждан, юридических лиц, на основании публикаций в средствах массовой информации о фактах нарушени€ трудового законодательства, требований охраны труда, которые привели к угрозе здоровью и жизни сотрудников. јнонимные за€влени€ к рассмотрению не принимаютс€.

√рафик плановых проверок публикуетс€ в конце каждого года на официальном сайте прокуратуры –‘. ѕоиск в реестре выполн€етс€ по реквизитам компании или »ѕ.

—ущность проверочных меропри€тий

«адача инспектора – вы€вить нарушени€ трудового законодательства. ќни могут быть незначительными и грубыми. ¬ первом случае:

  • выдаетс€ предписание дл€ исполнени€;
  • устанавливаютс€ сроки дл€ устранени€.

—ерьезные отклонени€ от действующих законов, имеющие негативные последстви€ дл€ сотрудников, оформл€ютс€ протоколом об административном правонарушении. ¬ этом случае:

  • в течение 15 дней должно быть рассмотрено дело о трудовом правонарушении;
  • руководство организации должно дать объ€снени€ представителю органа инспекции;
  • по итогам рассмотрени€ дела руководителю может быть назначен административный штраф;
  • документы, подтверждающие факт устранени€ правонарушений, нужно направить в трудовую инспекцию не позже чем через мес€ц после получени€ предписани€.

ќбжаловать решени€ инспектора по труду можно в арбитражном суде.

„то нужно знать работодателю?

ѕоскольку график плановых проверок известен заранее, к меропри€тию можно подготовитьс€. ѕрежде всего необходимо привести в пор€док документацию. — высокой долей веро€тности инспектор будет провер€ть трудовые договора, штатное расписание, график отпусков, трудовые книжки сотрудников, правила внутреннего распор€дка, табель учета рабочего времени.

Ќеобходимо убедитьс€ в правильности составлени€ перечисленных документов:

  • в штатном расписании указываетс€ обща€ численность сотрудников компании, их должности, профессии, разр€ды, вилка окладов. »нформаци€ структурируетс€ по отделам;
  • в правилах внутреннего распор€дка отражаютс€ часы начала и окончани€ рабочего дн€, смен, их продолжительность, длительность обеденного перерыва, дисциплинарные правила, методы поощрений и наказаний сотрудников;
  • важно, чтобы у сотрудников не было неиспользованных отпусков, эту информацию также можно почерпнуть из графика.

ѕеред началом проверки нужно убедитьс€, что прибывшие инспекторы действительно €вл€ютс€ представител€ми контролирующего органа и имеют соответствующие полномочи€. ќни должны предъ€вить документы, в частности, приказ руководител€ надзорного органа о проведении проверки. ¬ нем указываетс€ срок, перечень запрашиваемых дл€ исследовани€ документов.

Ќа аудиторских меропри€ти€х должен присутствовать руководитель, давать объ€снени€, отвечать на вопросы, демонстриру€ тем самым свою компетентность и осведомленность. Ќа основании закона к участию в проверке работодатель может привлечь уполномоченного представител€ по защите прав предпринимателей. ¬ыводы, с которыми руководство не согласно, можно обжаловать в суде.

–езультаты меропри€ти€ оформл€ютс€ актом. «адача руководител€ – проверить правильность составлени€ документа, внимательно с ним ознакомитьс€, убедитьс€, что вы€вленные и внесенные в него нарушени€ действительно имеют место.

 онтроль действий инспекторов

“рудовой инспектор наделен не безграничными, а определенными полномочи€ми. –аботодател€м, индивидуальным предпринимател€м важно знать, какие действи€ он вправе совершать, а какие нет.

—уществуют следующие ограничени€:

  • планова€ и внепланова€ проверка не могут протекать более двадцати рабочих дней;
  • уведомление о начале плановой проверки высылаетс€ не позже чем за три дн€, внеплановой – за сутки до проведени€ процедуры;
  • уполномоченный представитель имеет право запрашивать дл€ анализа только те документы, которые имеют отношение к сути проверочных меропри€тий, причем из открытого перечн€. Ќедопустимо требовать закрытые материалы и изымать оригиналы документов.

ѕоследние изменени€ в отношении проверок трудовой инспекции

¬ 2016 году вступило в действие постановление правительства –‘, согласно которому к проверкам примен€етс€ риск-ориентированный подход. Ёто означает, что периодичность плановых меропри€тий соотноситс€ с классом опасности, в который занесено предпри€тие. ¬сего их шесть:

  • чрезвычайно высокий, высокий и значительный. ƒл€ предпри€тий этих категорий плановые проверки осуществл€ютс€ один раз в период, предусмотренный государственным надзором;
  • средний и умеренный. ѕлановые проверки провод€тс€ не чаще чем один раз в установленный период;
  • низкий – плановые проверки не предусмотрены.

≈ще одно важное изменение – введение проверочных листов, где дан перечень вопросов по соблюдению об€зательных требований трудового законодательства. ¬ ходе меропри€тий инспекторы будут пользоватьс€ чек-листами и отвечать на все поставленные в них вопросы. ќзнакомитьс€ с ними можно на официальном сайте √»“, где приведен образец чек-листа.

»тоги

–аботодатель должен тщательно контролировать действи€ трудового инспектора, знать свои права, подготовить документы из открытого перечн€ дл€ проверки. Ёто позволит избежать составлени€ протокола и административных правонарушений.

ѕрактика показывает, что трудовое законодательство обычно выступает на стороне работника, обратившегос€ с за€влением. ¬ таких ситуаци€х работодателю стоит попытатьс€ договоритьс€, разрешить трудовой конфликт мирно, до начала процедуры проверки. –азумеетс€, речь идет о случа€х, когда требовани€ сотрудников обоснованы и не выход€т за рамки закона.

¬ерси€ дл€ печати

„итайте также

   ‘ункции органов инспекции, требовани€ к подразделени€м

ќрганы инспекции (ќ») Ц это аккредитованные государственные структуры, уполномоченные выполн€ть проверки по различным видам инспекции.
   »нспекци€: перспективный метод оценки соответстви€

 ачественна€ и безопасна€ продукци€ определ€ет не только успешность де€тельности отдельных предпри€тий, но и состо€ние экономики страны в целом.
   ѕроизводственные факторы с канцерогенным вли€нием

¬ ходе меропри€тий производственного контрол€ оцениваютс€ канцерогенные факторы. “ак называют вещества химического происхождени€, способные привести к развитию злокачественных новообразований.
ќставьте за€вку

Ћаборатори€ "¬еста" аккредитована в системе –осаккредитации (√ќ—“ »—ќ/ћЁ  17025)

јттестат аккредитации:
–ќ—— RU.3112.»Ћ0035
от 14 ма€ 2019 г.
Ћицензи€:
77.01.13.001.Ћ.00003.02.19
01 феврал€ 2019 г.
—анитарно-эпидемиологическое
заключение
от 07 декабр€ 2018 г.