Генно-модифицированные организмы (ГМО) — это животные, растения или бактерии, которые не могли появиться самостоятельно или в результате селекции: их генетический материал изменен искусственно.
В краткосрочной перспективе ГМО хорошо себя показывают и в сельском хозяйстве: скот и птица быстрее растут, дают больше молока, яиц, мяса, шерсти – в зависимости от вида животных и направленности линии. Растения устойчивы к вредителям, неблагоприятным факторам внешней среды, способны выдерживать высокие дозы гербицидов. Но в этом кроется и проблема.
Раз культурные растения не боятся агрохимии, мы можем внести больше гербицидов, — считают некоторые производители. В результате сорняки и насекомые становятся устойчивыми к химикатам, вредители учатся обходить защиту растений. В почве накапливаются химикаты, результаты анализов на пестициды в почве зашкаливают, нормальный севооборот невозможен. Такие ошибки в погоне за быстрой прибылью совершаются во всем мире.
В результате средне- и долгосрочный экономический эффект от внедрения ГМО порой оказывается плохим.
Кроме того, не во всех странах считают доказанной безопасность употребления ГМО в пищу в долгосрочной перспективе (краткосрочная вопросов практически не вызывает).
В мире отношение к ГМО-продукции разное. Новая Зеландия и большинство африканских государств полностью запретили производство и продажу сельхозпродукции из ГМО. В США, Китае и Израиле законодательство, регулирующее вопросы оборота ГМО, наиболее либерально. Маркировка ГМ-продукции обязательна в 50 странах, включая Китай и страны ЕС.
В России оборот ГМО регулируется жестко Федеральным законом № 358-ФЗ: трансгенные растения возделывать нельзя, импортировать ГМ-семена тоже запрещено. Использовать ГМО можно только в научно-исследовательских целях.
Ввозить трансгенную продукцию в Россию можно, но на импорт некоторых товаров этой категории регулирующие органы могут наложить вето. Пищевые продукты, содержащие ГМО, маркируются в зависимости от типа.
Надпись «ГМО» и маркировка «генетически модифицированная продукция» / «продукция, полученная из генно-модифицированных организмов» / «продукция содержит компоненты генно-модифицированных организмов» наносится на пищевую продукцию, полученную с применением ГМО. Эти сведения можно не указывать, если содержание ГМО не выше 0,9%, причем компонент должен быть случайной или технически неустранимой примесью.
Если продукция получена с применением генно-модифицированных микроорганизмов (ГММ – бактерий либо грибков), указывается, что продукт содержит живые генно-модифицированные микроорганизмы, если речь о живых микробах, или продукт получен с использованием генно-модифицированных микроорганизмов, если ГММ в составе нежизнеспособны.
Если при изготовлении пищевой продукции использовались технологические вспомогательные средства, изготовленных из или с использованием ГМО, маркировка не требуется.
Маркировка продукции — зона ответственности производителя. Убедиться, что в продуктах не используются запрещенные в России линии ГМО, можно только обратившись в аккредитованную лабораторию. По результатам таких проверок только с января по ноябрь 2020 года в 5,1% проб импортной продукции из 6700, проведенных во ВГНКИ, обнаружены «нелегальные» ГМО. В отечественных продуктах такие находки единичны (49 проб из 1200 проведенных), но тем не менее, они есть. ГМ-растения порой культивируются в нарушение законодательства, например, в 2020 году Россельхознадзор выявил выращивание генно-модифицированного рапса в Нижегородской области и сои под Волгоградом.
Российское законодательство в области ГМО активно меняется. Это необходимо, чтобы повысить конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке и обезопасить российских потребителей от некачественного импорта.
С 2021 года введены в действие сразу три приказа Минсельхоза, определяющих методики исследований ГМО — животных, микроорганизмов и растений. Предполагается приближение законодательства, регулирующего ГМО, к мировым стандартам, на 2023 год было запланировано подписание Россией Картахенского протокола о биобезопасности. Значит, законодательство в области ГМО продолжит меняться.