Как проверить, пригодна ли косметика — кремы, шампуни, маски, пилинги и многое другое — к использованию через определенное время после вскрытия? У потребителя только один вариант: ориентироваться на сроки годности (общий и после вскрытия тары), заявленные производителем.
В отличие от продуктов питания, органолептически определить, насколько содержимое флакона пригодно к использованию, невозможно. Запахи маскирует отдушка, часть микрофлоры подавляют консерванты. Если у косметики появился посторонний запах, значит, пользоваться ей было бессмысленно или опасно уже несколько месяцев назад.
@Unsplash
У производителей косметики до недавнего времени не было стандартных методов оценки эффективности консервантов в продукции. Но с 2016 года в России введен ГОСТ ISO 11930-2014. В нем описана процедура оценки общей антимикробной защиты косметики, или челлендж-тест. По сути, этот документ – перевод европейских норм, ничего нового в России и других странах ТС не придумали.
Когда челлендж-тест нужен, а когда — нет
Такие испытания не требуются для продуктов, которые согласно ГОСТ ISO 29621-2013 обладают естественно низким микробиологическим риском. Это продукты с экстремально низким (менее 3,0) или высоким (свыше 10,0) рН, с содержанием этанола или другого спирта более 20%, с температурой загрузки выше 65⁰С, с низкой активностью воды, созданные на базе растворителя, содержащие более 25% хлоргидрата алюминия или сделанные на основе сильных окислителей, например, перекиси водорода.
Не нужен челлендж-тест и в случаях, если продукция производятся в асептических условиях и расфасовывается в упаковку, которая исключает контакт продукта с пользователем. То есть, для тоника с разбрызгивателем или крема с дозатором челлендж-тесты обычно не требуются, а для средств в тубах и тем более в баночках с широким горлом они необходимы.
Как проводится челлендж-тест
Перед проведением челлендж-теста продукция проходит микробиологические исследования: проверку на количество мезофильных аэробных бактерий по ГОСТ ISO 21149-2020, подсчет дрожжей и плесневых грибов по ГОСТ ISO 16212-2020 или обнаружение специфических и неспецифических микроорганизмов по ГОСТ ISO 18415-2016.
Для проведения теста необходимы коллекционные лабораторные штаммы синегнойной палочки, золотистого стафилококка, кишечной палочки и грибков Aspergillus brasiliensis и Candida albicans. Это самые распространенные патогены, которые встречаются в косметике и могут нанести вред здоровью пользователя.
Сам тест состоит из двух частей.
- Сначала необходимо проверить эффективность нейтрализатора того консерванта, который присутствует в составе образца. Он может быть эффективным, неэффективным или токсичным для отдельных культур, которые используются в тесте, и это важно для интерпретации результатов исследования. Эффективность нейтрализатора считают доказанной, если колоний в экспериментальном образце не более чем вдвое меньше, чем в контрольном. Если нейтрализатор токсичен или неэффективен, его необходимо заменить и повторить эксперимент.
- Финальный шаг – определение эффективности консервирования. Эксперимент тоже проводят для каждого штамма отдельно. Готовят 5 порций продукта массой по 20 г (или объемом 20 см3). В каждую из них добавляют по 0,2 см3 калиброванного инокулята и хранят при температуре 20-25⁰С. Через 7 (только для критерия А), 14 и 28 дней из зараженных проб отбирают образцы и делают посевы.
Количество колоний подсчитывают и подставляют в логарифмические формулы. Сравнивают результаты расчетов, полученных в каждый из промежутков, включая исходные значения. Для каждого типа микроорганизмов должно наблюдаться снижение количества колониеобразующих единиц относительно исходного на первом этапе проверки, а затем либо снижение должно продолжиться, либо как минимум не должно происходить роста количества бактерий.
Полное отсутствие роста бактерий – не лучший признак. Он говорит о том, что консерванта слишком много.
Что показывает челлендж-тест косметики
Если стандартный челлендж-тест проведен по профилю А и результаты удовлетворительные, это значит, что микробиологические риски контролируются составом продукта. Если проводился тест по профилю В, то необходимо вводить другие факторы контроля на этапе производства и выбора типа упаковки для продукции.
Стандартный челлендж-тест показывает, достаточно ли консерванта в рецептуре средства. Но срок годности косметики обычно значительно дольше 28 дней. Важно проверить, будет ли состав так же эффективно сдерживать рост микрофлоры и к концу срока годности. Чтобы не ждать год или больше, применятся тестирование косметики в условиях ускоренного старения. Образцы хранят при повышенной температуре, а время тестирования подбирают по таблицам соответствия. Способ не подходит, если в продукте использованы терморазлагаемые консерванты, например, имидазолидинилмочевина.
Наконец, сроки годности продукции после вскрытия определяют, исследуя образцы, побывавшие в употреблении (например, после тестирования потребителями). Контрольные пробы в этом случае ставят на арбитражных образцах из той же партии, но не вскрывавшихся. Оценивают в этом случае общее количество аэробных микроорганизмов. Оно должно быть меньше 10 КОЕ/г.
Аккредитованная лаборатория «Веста» выполняет любые варианты челлендж-тестов косметики. Протокол исследований, выполненных нашими специалистами, принимают в качестве официального документа все контролирующие органы.