Достаточно ли производителю косметики исследований, положенных по закону? Это зависит от его целей. Рассказываем, какие дополнительные лабораторные исследования косметики существуют и в каких ситуациях их проведение экономически оправдано.
Фото: unsplash.com
Что говорит закон
ТР ТС 009/2011 — основной документ, который задает нормы качества для косметической продукции. Он указывает, какие испытания косметики требуются, чтобы задекларировать соответствие и получить документы, необходимые для продажи продукции в России и странах Таможенного Союза.
До недавнего времени единственной задачей, которую решал технический регламент, было обеспечение безопасности продукции. Проверок предстоит много: оценивается состав, физико-химически и микробиологические показатели, содержание токсичных элементов и токсикологические параметры, раздражающее действие, состояние производства, тара, маркировка и многое другое.
Сейчас в некоторых случаях необходимо подтверждать эффективность: соответствие рекламных заявлений действительности, для солнцезащитных средств – SPF, антибактериальную и отбеливающую активность. В целом эти параметры относятся к безопасности в широком понимании термина.
Безопасность — важнейшее свойство косметики. Продукт, способный навредить, не должен присутствовать на рынке. С коммерческой точки зрения потенциальный вред крайне опасен. Он может навсегда подорвать доверие потребителя к бренду.
Но достаточно ли только безопасности? Зависит от задач, которые ставит себе производитель.
Эффективность косметики
В понимании потребителя качественная косметика выполняет задачи, которые заявлены, то есть – эффективна. Закон о рекламе требует того же: если сказано, что средство увлажняет кожу 24 часа, так оно и должно быть, иначе рекламу признают недобросовестной.
У производителя два выхода: или ничего не обещать, или получать подтверждающие документы.
Доказать эффективность косметики можно только испытаниями на добровольцах. Но предварительный этап всегда «бумажный»: эксперты анализируют формулу средства на этапе разработки. Если она теоретически может быть эффективной, тогда проверяют безопасность, оформляют необходимые документы и только после этого предлагают ее добровольцам.
Доказательные исследования эффективности проводят врачи дерматологи-косметологи, у организации обязательно должна быть медицинская лицензия. Необходимо, чтобы аппаратура, с помощью которой оцениваются различные параметры кожи добровольцев во время применения средства, регулярно проходила поверки и калибровки.
С помощью доказательных методов оценивают SPF, гипоаллергенность, уровень увлажнения поверхности кожи, эластичность, уровень салоотделения, отшелушивания, влияние средства на волосы и многое другое.
Вопросы транспортировки и хранения
Что может быть хуже ситуации, когда в магазин или к потребителю приезжает наполовину вытекший или вообще разбитый флакон косметики? Либо флакон цел, а вот эмульсия расслоилась, в жидкости выпал осадок – в общем, косметическое средство выглядит не так, как задумано. И наверняка что-то произошло с его составом.
Подобное случается из-за неправильного хранения или транспортировки. Если упаковка или формула косметики не выдерживает вибраций, резких перепадов температур и давления, это нужно как минимум учитывать в логистических схемах.
Избежать неприятных сюрпризов помогают испытания прямо в той таре, в которой она будет продаваться. В техрегламенте подобные испытания есть, но их задача – оценить правила хранения средства. Добровольные испытания задают гораздо более жесткие характеристики – те, которые могут возникнуть при недобросовестной доставке.
Если аккредитованная лаборатория обладает оборудованием для проведения испытаний по стандарту ТР ТС 009/2011, то более глубокие испытания на устойчивость косметики к различным факторам, от вибрации до ультрафиолета, необходимо будет согласовывать индивидуально.
Еще один этап, когда лаборатория может существенно помочь производителю – контроль качества сырья. Разумеется, у серьезных производителей есть собственные подразделения, оценивающие соответствие ингредиентов заявленному их поставщиком, но это область, в которой контроля много не бывает.