Исследования косметики сверх требований ТР ТС 009/2011: кому и когда необходимы

Достаточно ли производителю косметики исследований, положенных по закону? Это зависит от его целей. Рассказываем, какие дополнительные лабораторные исследования косметики существуют и в каких ситуациях их проведение экономически оправдано.

Что говорит закон

ТР ТС 009/2011 — основной документ, который задает нормы качества для косметической продукции. Он указывает, какие испытания косметики требуются, чтобы задекларировать соответствие и получить документы, необходимые для продажи продукции в России и странах Таможенного Союза.

До недавнего времени единственной задачей, которую решал технический регламент, было обеспечение безопасности продукции. Проверок предстоит много: оценивается состав, физико-химически и микробиологические показатели, содержание токсичных элементов и токсикологические параметры, раздражающее действие, состояние производства, тара, маркировка и многое другое.

Сейчас в некоторых случаях необходимо подтверждать эффективность: соответствие рекламных заявлений действительности, для солнцезащитных средств – SPF, антибактериальную и отбеливающую активность. В целом эти параметры относятся к безопасности в широком понимании термина.

Безопасность — важнейшее свойство косметики. Продукт, способный навредить, не должен присутствовать на рынке. С коммерческой точки зрения потенциальный вред крайне опасен. Он может навсегда подорвать доверие потребителя к бренду.

Но достаточно ли только безопасности? Зависит от задач, которые ставит себе производитель.

Эффективность косметики

В понимании потребителя качественная косметика выполняет задачи, которые заявлены, то есть – эффективна. Закон о рекламе требует того же: если сказано, что средство увлажняет кожу 24 часа, так оно и должно быть, иначе рекламу признают недобросовестной.

У производителя два выхода: или ничего не обещать, или получать подтверждающие документы.

Доказать эффективность косметики можно только испытаниями на добровольцах. Но предварительный этап всегда «бумажный»: эксперты анализируют формулу средства на этапе разработки. Если она теоретически может быть эффективной, тогда проверяют безопасность, оформляют необходимые документы и только после этого предлагают ее добровольцам.

Доказательные исследования эффективности проводят врачи дерматологи-косметологи, у организации обязательно должна быть медицинская лицензия. Необходимо, чтобы аппаратура, с помощью которой оцениваются различные параметры кожи добровольцев во время применения средства, регулярно проходила поверки и калибровки.

С помощью доказательных методов оценивают SPF, гипоаллергенность, уровень увлажнения поверхности кожи, эластичность, уровень салоотделения, отшелушивания, влияние средства на волосы и многое другое.

Вопросы транспортировки и хранения

Что может быть хуже ситуации, когда в магазин или к потребителю приезжает наполовину вытекший или вообще разбитый флакон косметики? Либо флакон цел, а вот эмульсия расслоилась, в жидкости выпал осадок – в общем, косметическое средство выглядит не так, как задумано. И наверняка что-то произошло с его составом.

Подобное случается из-за неправильного хранения или транспортировки. Если упаковка или формула косметики не выдерживает вибраций, резких перепадов температур и давления, это нужно как минимум учитывать в логистических схемах.

Избежать неприятных сюрпризов помогают испытания прямо в той таре, в которой она будет продаваться. В техрегламенте подобные испытания есть, но их задача – оценить правила хранения средства. Добровольные испытания задают гораздо более жесткие характеристики – те, которые могут возникнуть при недобросовестной доставке.

Если аккредитованная лаборатория обладает оборудованием для проведения испытаний по стандарту ТР ТС 009/2011, то более глубокие испытания на устойчивость косметики к различным факторам, от вибрации до ультрафиолета, необходимо будет согласовывать индивидуально.

Еще один этап, когда лаборатория может существенно помочь производителю – контроль качества сырья. Разумеется, у серьезных производителей есть собственные подразделения, оценивающие соответствие ингредиентов заявленному их поставщиком, но это область, в которой контроля много не бывает.

Версия для печати

Читайте также
   Когда необходим анализ почвы

Если вы собрались покупать участок земли под дачу или загородный дом, не спешите принимать окончательное решение, руководствуясь только визуальным осмотром
   Обоснование пролонгированного срока годности пищевых продуктов

Срок годности устанавливается производителем или разработчиком пищевой продукции и в установленном порядке прописывается в ТУ или нормативных документах, где также указываются требования к условиям хранения.
   Для чего нужна маркировка молочной продукции

С 1 июня 2021 г. вся молочная продукция подлежит обязательной маркировке с нанесением уникального кода, его последующей проверкой и фиксацией приемки товара от поставщиков.
Оставьте заявку


Лаборатория "Веста" аккредитована в системе Росаккредитации (ГОСТ ИСО/МЭК 17025)

Аттестат аккредитации:
РОСС RU.3112.ИЛ0035
от 14 мая 2019 г.
Лицензия:
77.01.13.001.Л.00003.02.19
01 февраля 2019 г.
Санитарно-эпидемиологическое
заключение
от 07 декабря 2018 г.
Аттестация аккредитации
ГОСТ ИСО МЭК 17025