С 2018 года не утихают споры вокруг системы «Светофор». Давайте разберемся, кто выиграет от введения цветовой маркировки. Сеть «ВкусВилл» активно использует «Светофор» и расширяет спектр промаркированных продуктов в продаже. Чего опасаются другие производители и торговые сети?
Для чего создана система «Светофор»
Российский «Светофор» — упрощённый аналог западной системы Nutri-Score. Идея заключается в наглядной цветовой маркировке питательной ценности. Суть «Светофора» состоит в нанесении на потребительскую упаковку информации по четырем категориям нутриентов: соль, сахар, жиры, насыщенные жирные кислоты (НЖК).
Для каждого нутриента есть три градации:
- безопасная (зелёный цвет);
- средняя (желтый цвет: если врач ограничил конкретный нутриент, употреблять продукт следует с осторожностью);
- высокая (красный цвет: людям с нарушениями обмена веществ нужно иметь в виду, что с одним продуктом они получат высокую дозу конкретного нутриента).
За рубежом система показала себя отлично. Nutri-Score помогает лучше ориентироваться в составе и качестве продуктов, не углубляясь в изучение ингредиентов. Система стала важным шагом к осознанному потреблению, помогая людям лучше понимать, что они покупают.
Возможно, ради сохранения здоровья кто-то откажется от одного продукта в пользу другого. Цветовая маркировка — это еще один способ упростить жизнь покупателям и повысить лояльность к собственной марке.
Почему производители не торопятся вводить «Светофор» для маркировки продукции
Есть несколько препятствий к широкому внедрению цветовой маркировки:
- на упаковке, занятой обязательной маркировкой товара, зачастую нет места еще и для «Светофора»;
- добровольная маркировка требует проведения дополнительной экспертизы продукта;
- компании опасаются, что из добровольной маркировка станет обязательной;
- Роспотребнадзор не слишком активно доносил производителям преимущества новой добровольной маркировки.
По сути, система «Светофор» не добавляет ничего нового, кроме цветовой идентификации. Однако из-за протестов производителей Роспотребнадзор в 2019 году приостановил работу над ГОСТом по этой маркировке.
Исключать появление подобного стандарта в будущем нельзя — речь все-таки о здоровье. Избыточное количество соли противопоказано гипертоникам, жиров — людям, страдающим атеросклерозом, сахара — людям с диабетом, всего вместе — тем, кто страдает от лишнего веса (примерно 50% взрослых и 20 - 25% детей на 2023 год). Маркировка помогает внести ясность и привлечь внимание к продуктам с высоким содержанием полезных веществ.
В чем достоинства «Светофора»
«Светофор» позволяет разобраться в питательной ценности продукта с первого взгляда. В вашей продукции оптимальный баланс сахара, соли и насыщенных жирных кислот? Почему бы не рассказать об этом потребителям?
В 2019 году, когда введение новинки активно обсуждалось, 80% опрошенных поддерживали введение «Светофора»: это может сэкономить время в магазинах и дать подсказку при выборе.
Аккредитованная лаборатория «Веста» выполняет исследования в рамках добровольной сертификации по программе «Светофор». Для производителей наглядная цветовая маркировка может стать дополнительным инструментом презентации товара в торговых сетях.
Фото: © ВкусВилл / vkusvill.ru