В России действуют жесткие нормы контроля за продуктами, содержащими ГМО. Такие продукты разрешено выращивать только в научных целях, но разрешен импорт готовой продукции зарегистрированных Роспотребнадзором линий. Всего таких линий 26, половина из них — кормовые. Разбираемся, с чем связаны такие ограничения и как в лаборатории можно определить, к какой именно линии ГМО принадлежит продукт.
Фото: unsplash.com
Всё под контролем!
Генная модификация — это искусственное внесение в ДНК живого организма участка из ДНК другого вида. Модификация помогает создавать линии с повышенной урожайностью, устойчивостью к болезням, вредителям или химикатам. Вмешательство в геном может изменить вкус продукта, размер плодов и многие другие характеристики. Но на глаз определить, чем именно вызваны изменения — генной инженерией или сортовой работой — невозможно.
На помощь приходит полимеразная цепная реакция (ПЦР) – метод молекулярной диагностики, который широко используется в медицине и ветеринарии. Постепенно его применение расширяется и в санитарной экспертизе.
В аккредитованной лаборатории «Веста» проводится несколько типов ПЦР-исследований на ГМО.
- Качественный анализ отвечает на вопрос, есть ли в продукте любые генно-модифицированные компоненты. Исследование необходимо для товаров, заявленных как не содержащие ГМО в принципе. Если анализ отрицательный, дополнительные молекулярные исследования не требуются, проверка по этому параметру пройдена.
- При содержании ГМО в продукте в количестве не более 0,9%, согласно СанПиН 2.3.2.2227-07, он допускается на рынок (такие концентрации считаются неустранимой примесью), но маркировку «Не содержит ГМО» на него наносить нельзя.
- Если на исследование поступил генно-модифицированный продукт, важно убедиться в том, что он действительно относится к разрешенным в России линиям. Для этого сначала генетически идентифицируют само растение, затем проводится поиск признаков ГМО-линий, разрешенных в нашей стране, и вычисляется общий объем ГМО и объем разрешенных линий. Если показатели совпали, проверка пройдена.
Почему не зарегистрированные в России ГМО-линии изымаются из оборота?
Долгое время СМИ пугали нас опасностью ГМО. Якобы, отредактированный геном может встроиться в клетки человеческого тела и привести к непредсказуемым последствиям. Это, разумеется, неправда. ДНК в желудочно-кишечном тракте человека и животных переваривается, расщепляясь на аминокислоты. К тому же модифицированная и немодифицированная ДНК с точки зрения биохимии ведут себя совершенно одинаково и, если речь о пищевых продуктах, внедряться никуда не могут.
Почему бы тогда не разрешить импорт генно-модифицированных линий растений и даже животных? Причина в слабой изученности многих ГМО-линий.
Генная модификация повышает устойчивость организмов (в нашем случае — растений) к определенным неблагоприятным факторам, и мы не всегда знаем, к каким именно. Это могут быть, например, гербициды, уничтожающие любое растение кроме имеющего встроенные гены, которые запускают каскад защитных реакций от конкретного соединения.
В странах Таможенного Союза, как и в других государствах, существуют строгие алгоритмы проверки продуктов питания на безопасность. Они разработаны для растений без генетических модификаций. Разумеется, устойчивость к конкретным неблагоприятным факторам можно усилить и сортовой работой, но такие изменения более предсказуемы, они лежат в понятных для конкретного вид растений пределах. ГМО же изменяет организмы гораздо сильнее, придавая им нетипичные свойства.
Пока свойства линии изучены недостаточно, нельзя предсказать, какие именно вредные для человека вещества теоретически могут содержаться в таком продукте в опасных для потребителя дозах. То есть, государство допускает на рынок только те линии ГМО, безопасность которых для потребителя может гарантировать.