По степени негативного воздействия на человека акустическое загрязнение городской среды мало в чем уступает химическому. Оно причиняет здоровью большой вред, провоцируя целый ряд хронических патологий. В городе существует множество источников повышенного шума. Среди них:
- все виды транспорта;
- объекты строительства;
- предприятия коммунального хозяйства;
- энергетические объекты;
- промышленные предприятия.
Из них наибольшим шумовым загрязнителем является автомобильный транспорт, движение которого не прекращается даже ночное время. Количество автомашин стремительно растет, при этом местные власти не успевают решать возникающие в связи с этим проблемы. Плотность улично-дорожной сети не снижается, а скорость и интенсивность движения транспортных средств увеличивается. Так, например, в Москве жалобы горожан на повышенный шум составляют почти 32 % от общего числа обращений по поводу экологических проблем. И этот вопрос является актуальным как для российских, так и для европейских городов.
Эффективная шумозащита
Вопрос снижения уровня шума решается крайне медленно, и это прежде всего связано с большими затратами на шумозащиту. В некоторых случаях расходы на эти цели могут достигать 10–20 % от суммарных затрат на сооружение какого-либо транспортного объекта.
- В автомобильном транспорте, перемещающемся на скоростях свыше 50 км/ч, основным источником шума являются шины. В этом случае уменьшить звуковое загрязнение помогает специальное мягкое дорожное покрытие, снижающее интенсивность звука на 3–4 дБа.
- Что касается железнодорожного транспорта, где основной шум издается в момент контакта колес с рельсами, можно применять их шлифование (минус 8–10 дБа) и установку специальных накладок (минус 2–3 дБа).
- В авиационном транспорте неплохие результаты достигаются за счет увеличения степени двухконтурности двигателей самолетов.
Также на пути распространения шума можно устанавливать акустические экраны, а в строениях использовать звукоизолирующие окна. Эффективность этих методов выражается уменьшением шума соответственно на 12–15 и 25–30 дБа. Хороший результат также дает строительство тоннелей и перекрытий железнодорожных путей, а также высадка вдоль них деревьев и кустарников. Как видим, все эти методы требуют немалых капиталовложений.
Карты шума
Исследования показывают: во многих случаях шумозащитные объекты монтируются неправильно, что существенно снижает их эффективность. Решить эту проблему можно с помощью карты шума. Такие карты рекомендуется составлять для наиболее «громких» участков городской среды. Они представляют собой модель местности с учетом рельефа, имеющихся сооружений и показателей шума, замеренных в разных ее точках, то есть наглядно выделяют самые проблемные зоны. Визуализация шумовой загрязненности позволяет более эффективно отслеживать уровень шума, проектировать установку шумозащитных объектов в наиболее нужных точках, оптимизировать их по эффективности и стоимости. С ее помощью проще обосновать высвобождение новых территорий под строительство, проектировать новые объекты, в том числе и жилые, учитывая объективные шумовые показатели. Использование карты шума дает возможность избежать наиболее распространенных ошибок при планировании комфортной городской среды.
Правильно составить карту шума могут специалисты ООО «Веста», которые качественно и надежно выполняют звуковые исследования, используя актуальное оборудование и технологии.