Статистика гласит: почти треть трудящегося населения России работает на транспорте, при этом около половины всех грузовых перевозок осуществляются автомобилями. Этот вид трудовой деятельности сопряжен со многими негативными факторами, а именно:
- повышенным шумом и вибрацией;
- неблагоприятным микроклиматом;
- напряженностью труда и т. п.
Особенный вред водителям причиняет вибрация. Она бывает нескольких видов:
- Общая. Возникает вследствие действия таких факторов:
- работы двигателя автомобиля;
- функционирования вентилятора системы охлаждения;
- неровных дорог, из-за которых во время движения кабина трясется.
- Локальная. Передается через механизмы управления автомобилем и возникает по причине работы двигателя и трансмиссии.
Вибрационные нагрузки на транспортных средствах увеличиваются по мере эксплуатационной изношенности автомобиля, а также при скоростной езде и наличии прицепа. На их уровень влияет конструкция ходовой части авто и дисбаланс колес.
Последствия действия вибрации на водителей
В силу разных причин практически на всех грузовиках в России регистрируются повышенные уровни вибрационного воздействия. В итоге у водителей развиваются патологии, связанные с профессиональной деятельностью. Наиболее часто встречаются следующие:
- вегетативно-сенсорная полиневропатия верхних конечностей;
- периферический ангиодистонический синдром.
У водителей наблюдается снижение вибрационной чувствительности рук, причем относительно правой это становится заметным уже через 5–6 лет непрерывного водительского стажа – из-за необходимости пользоваться рычагом переключения скорости. По отношению к левой руке этот эффект отмечается через 7 лет. Это является первым признаком нарушения работы периферической нервной системы. Вибрация однозначно снижает психомоторные функции водителя, вследствие чего он может утратить контроль на дороге и спровоцировать ДТП.
В связи с этим следует систематически проводить работу по снижению риска появления профессиональных заболеваний среди водителей, в том числе:
- улучшать конструкторские характеристики автомобилей, направленные на уменьшение вибрации;
- придерживаться рационального режима труда, делать больше перерывов;
- проводить лечебно-профилактические процедуры;
- контролировать уровень вибрационной нагрузки;
- улучшать состояние дорог.
Точно определить уровень вибрационной нагрузки на транспорте могут специалисты ООО «Веста», аккредитованные лаборатории которого действуют во многих регионах страны. Здесь быстро и качественно, с использованием актуального оборудования выполняются замеры, а также разрабатываются комплексы мероприятий по снижению негативного воздействия вибрации на персонал.