Гипоаллергенность косметики — важное свойство для потребителей с чувствительной кожей. Однако достаточно ли надписи на упаковке «гипоаллергенно» для уверенности, что раздражения не будет? Нет. Рассказываем, почему это так, каким образом производители стараются сделать продукцию безопасной и почему у них это не всегда получается.
Фото: unsplash.com
Аллергия и гипоаллергенность
Аллергия — это индивидуальная иммунная реакция организма на обычно безопасные вещества. Большинство аллергенов имеют белковую или полисахаридную основу. Некоторые вещества превращаются в аллергены после того, как соединятся с собственными белками организма. Основные аллергены в составе косметики — это консерванты, красящие компоненты, ароматизаторы.
Что говорит закон?
Ни один стандарт в мире не дает четких критериев гипоаллергенности косметических составов. Требования ТР/ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» требуют от производителя указывать на этикетке данные о риске возникновения аллергии, если в продукции используются определенные компоненты (в основном это красители).
В приоритете безопасность, то есть отсутствие вредного воздействия на пользователя, если тот применяет средство по назначению, соблюдает инструкцию и пользуется косметикой исключительно в рамках срока годности.
Что мешает производителю писать слово «Гипоаллергенный» на любой упаковке косметики? Закон «О рекламе» N 38-ФЗ. Специальных требований к рекламе косметических средств закон не предъявляет. Значит, производителям необходимо подчиняться общим требованиям (ст. 5 ФЗ-38), в том числе выполнять условие достоверности рекламы.
Гипоаллергенность — это потребительское свойство товара и его конкурентное преимущество. Следовательно, производителю придется доказать, что его продукт этим свойством действительно обладает.
Как проверяют косметику на гипоаллергенность
В лабораторных условиях выявить, будет у пользователей аллергическая реакция или нет, невозможно. Поэтому производители, чтобы заявить о гипоаллергенности своей продукции, могут предпринять несколько шагов.
- Предварительный анализ состава. Все компоненты косметических средств применяются давно, они хорошо изучены. Однако только перечисление ингредиентов не позволяет с уверенностью сказать, как часто средство будет вызывать раздражение. Важно знать количество того или иного вещества в составе, а это уже формула — информация, которой производители делиться не готовы.
- Положенные по ТР ТС испытания. С одной стороны, в них входит оценка токсического и раздражающего действия, которые можно проверить как современными методами, так и на животных. С другой — исследования для декларирования соответствия доказывают безопасность продукта, что позволяет перейти к третьему шагу.
- Испытания на добровольцах. Как производители к ним готовятся, мы уже рассказывали. Детскую косметику проверяют на детях, взрослую – на взрослых. Однако перед тем, как переходить к детской аудитории, некоторые производители сначала проверяют сходный или такой же состав на совершеннолетних.
Аллергическая реакция у пользователя — вопрос вероятности. Чем больше группа тестировщиков, тем меньше влияние случайных факторов и выше степень достоверности результатов. Но даже объемное тестирование не исключает того, что у купивших средство разовьется аллергия. Именно поэтому на косметике пишут «гипоаллергенная» (то есть, со сниженной аллергенностью), а не «не вызывает аллергических реакций».
Маркировка «100% allergy tested» означает, что косметика тестировалась на людях с диагнозом «аллергия», и ни у одного из участников фокус-группы не зафиксировано аллергической реакции. В этом случае вероятность аллергической реакции у потребителя после начала продаж существенно снижается, но продолжает оставаться ненулевой.
Теперь самое интересное: откуда про все это узнает потребитель? Как проверить, сколько шагов прошел конкретный производитель перед тем, как написать на упаковке про гипоаллергенность?
Если испытания на людях проводились, производитель вправе о них написать. Но упоминать о размере фокус-группы или о результатах производитель не обязан. То есть, неизвестно, средство не вызвало реакции у 20 здоровых добровольцев или у 1000.
Чаще всего производители, которые всерьез исследуют свою продукцию на гипоаллергенность, не стесняются писать о подробностях на своих сайтах и в соцсетях. Там, кстати, тоже действует Закон «О рекламе».